Про службу на
сторожевых кораблях
Часть 3
Из книги Юрия Леонидовича Кручинина «Командую
кораблем» Об
особенностях боевой подготовки противолодочников в Японском море
Самый напряженный период
подготовки приходится на зимний и весенний периоды плавания. В это время в
Японском море и южной части Татарского пролива действует зимний муссон. Он
определяется Азиатским максимумом и Алеутским минимумом. Холодный
континентальный воздух с материка прорывается на океанские просторы с ветреной,
морозной, малооблачной погодой. Северные и северо-западные ветры при
температуре 10-20 градусов мороза вызывают волнение
моря до 4-6 баллов. При такой погоде кораблям приходится отрабатывать
основные задачи.
Почему же за 2-3 месяца
в таких сложных условиях надо отработать все задачи? Дело в том, что с конца мая – начала июня в Японском море и
южной части Татарского пролива начинается летний муссон, который определяется
Алеутским максимумом и Азиатским минимумом. В это
время теплые, влажные воздушные массы следуют с океана на материк. Летними
месяцами туман густой пеленой стоит в море до самого побережья. Стена тумана начинается буквально в 2-3
кабельтовых от берега.
В это время
прекращается всякая боевая подготовка. Корабли и суда при такой погоде выходят
только по необходимости, в крайнем случае. О работе с ПЛ в районах боевой
подготовки при нулевой видимости не может быть и речи. С конца августа туманы прекращаются, и есть
возможность продолжать боевую подготовку, что и делается. Однако начинается
период циклонов и тайфунов.
По погодным условиям самыми благоприятными
для подготовки противолодочников являются месяцы с марта по май. Хотя
назвать благоприятными условиями при поиске волнение моря в 3-4 балла, ветре
8-10 м/сек, с морозом 5-10 градусов можно с натяжкой. А так как корабль при
поиске маневрирует малыми и самыми малыми ходами, часто на «стопе», то качка при таком состоянии моря достигает
25-30 градусов на борт. И этот поиск длится часами, выматывая душу,
нервы и силы экипажа от матроса-первогодка до командира.
Морской
парад во Владивостоке в честь 50-летия Великой Октябрьской
социалистической революции
К
тому времени обострились взаимоотношения с Китаем. Китайская официальная
пропаганда, средства массовой информации перешли к прямой угрозе: «Советский Союз встретит 50-летие Октября в
окопах». Готовясь к встрече и празднованию знаменательной даты, военное
командование допускало попытку со стороны Китая устроить провокацию с
использованием авиации. Поэтому были
усилены и приведены в готовность средства противовоздушной обороны Приморского
корпуса ПВО страны, противовоздушные средства флота. В
частности, на всех кораблях, имеющих средства ПВО, были установлены дежурства.
Три
наших СКР участвовали в морском параде. На них в период участия в параде расчет одной из двух башен находился по
местам «Боевой тревоги», в башни был подан 76-мм боевой запас, на РЛС
«Фут-Б» находился расчет радиометристов. РЛС были «на подогреве», так что с
объявлением «Боевой тревоги» сразу включались в работу.
На кораблях были открыты радиосети управления артиллерией и приема
воздушной обстановки. Чтобы флаги расцвечивания не мешали
работе антенн РЛС в случае объявления тревоги, они быстро «рубились», для чего
сигнальщик, который постоянно находился на ходовом мостике, немедленно отдавал
фал крепления флагов расцвечивания. 7 ноября парад прошел согласно плану,
успешно. 8 ноября к исходу дня корабли возвратились к месту базирования.
О
том как болеют на флоте
В
соответствии с Уставом внутренней службы и Корабельным уставом ВМФ определяется
порядок освобождения от исполнения обязанностей по состоянию здоровья. Ни один
врач – ни корабельный, ни в военной поликлинике – не имеет права освободить
военнослужащего от исполнения служебной обязанности при заболевании. Он имеет
право написать заключение:«Нуждается в
освобождении от служебных обязанностей на срок (не более трех суток)».
Освободить же может только командир корабля (части).
Как правило, командир
делает заключение: пусть лечиться на корабле, в каюте. Отправить офицера лечиться домой – это исключение из общепринятых правил. В отношении командира корабля командир
соединения, как правило, принимает такое же решение: лечится в каюте. А если
выход в море, какой же командир будет лежать в каюте? Есть ли температура, нет
ее, насморк, ангина ли – командир «лечится» на мостике.
Сколько же командиров
кораблей перенесли простудные заболевания на ногах! Все это приводило к
хроническим заболеваниям. С осложнениями на сердце, почки и другие органы. Пока
офицер в сравнительно молодом возрасте, организм справляется с последствиями.
Потом, в 40-50 лет, он уходит в запас с букетом хронических заболеваний. А,
казалось бы, что проще? Дать освобождение больному на 3-4 дня, чтобы и он
вылечился, и не заражал весь коллектив.
Я думаю, что уставные положения писались для думающих командиров и
начальников. Однако, заведенный порядок «болеть на корабле» стал традицией. Мы
так и болели!
Интересно? Полный текст на proza.ru/2010/02/27/1206
|