Из воспоминаний бывшего командира БЧ-3 начинавшего службу на СКР-74 в 1967 , капитана 2-го ранга в запасе
Быкова Игоря Васильевича
СКР-74 мой первый корабль. Я прослужил на нём 2 года с 1967 по 1969 год. Потом меня перевели командиром БЧ-3 на эсминец.
На СКР-74 был великолепный сплаванный экипаж. Мы трижды были на боевой службе. Проводили разведку в Корейском проливе, гонялись за американским авианосцем "КИРСАРДЖ", тёрлись бок о бок на скорости 24 узла с южнокорейским эсминцем "ЧУНГ-МУ", выполняли специальные задания. Экипаж всегда ответственно готовился к походам и все поставленные задачи выполнял на "отлично»
Помню авральные работы перед постановкой в док при выгрузке боезопаса. Моряки всех боевых частей, работали как один механизм. Все старались внести свою лепту в славную историю корабля.
В 1972 году на СКР-74 произошёл позорный случай. ЧЕТВЕРО моряков (двое с БЧ-5, один с БЧ-1, и один с БЧ-4), все отличники БП и ПП захватили ночью арсенал и хотели поднять на корабле пиратский флаг. Всё закончилось быстро. Они поссорились и перестреляли друг друга. В результате - двое убитых, один раненый, один в психушке.
В 1984 году корабль выведен из состава Флота и в 1988 году сдан в металлолом. Список личного состава СКР-74 с кем я служил в период 1967-1969г.: - Командир корабля -Жаров Александр Михайлович - Помошник командира - Межирицкий Иван Алексеевич - Штурман - Самохвалов Пётр - Артиллерист- Ляшенко Сергей - Ком. БЧ-3 - Быков Игорь - Ком. БЧ-4,РТС -Гладышев Анатолий - Механик -Ефимов Александр - Ком. МКГ-Сушко Анатолий - Интендант-Зиннатов Михаил - Врач -Остроухов - Ком. отделения минёров-Турчин Алексей - Ком. отделения электриков ПЛО - Егоров - Ком. отделения электриков Пло-Бирюков Александр - Ком. отделения торпедистов - Малаховский - Минёр-Овчаров - Минёр -Антипов - Минёр-Ивашечкин - Ст.электрик ПЛО -Твердохлебов Владимир - Электрик ПЛО -Крестьянов Владимир. - Радист ЗАС -Долгирев Михаил
Вот короткие истории из корабельной жизни СКР-74
История 1. В Цусимском проливе после сильного шторму мы обнаружили маленькое судно на котором человек показывал руками сигнал "терплю бедствие". Это была южно-корейская рыбачья шхуна, она уже неделю была в дрейфе. Двигатель у них заглох, продукты кончились.
Мы подошли к ним вплотную дали воды, еды и покурить. Они не знали наш военно-морской флаг и вообще не понимали кто мы такие. И только когда им стали говорить слова "Москва, Ленин" все поняли и стали улыбаться.
Командир дал команду завести буксир за носовой кнехт шхуны. Так и сделали, но с началом движения кнехт был вырван с корнем. Пришлось обносить буксир вокруг носовой надстройки.
Командование приказало нам буксировать шхуну в Пусан. На подходе к территориальным водам Южной Кореи по локатору были обнаружены две морские цели, которые сближались с нами, но визуально мы их не видели. Была кромешно чёрная ночь и не одного огня. На экране цели есть, в натуре нет.
Застопорили ход, было беспокойно и не понятно, кто на сближается с нами.
Встречные корабли включили огни где-то на дистанции 2 каб. Это были южнокорейские пограничники. Мы осветили прожектором буксируемую шхуну отдали буксир и ушли выполнять свои задачи.
Через несколько дней к нам пришла радиограмма о том, что южнокорейское правительство благодарит нас за спасение рыбаков.
История 2. Зимой с 1967 на 1968 гг корабль зимовал на 24 причале в Советской Гавани. Дело было в воскресенье. Очень поздно пришла информация о том, что в понедельник утром на корабль прибудет комбриг. Командир сразу приказал к утру очистить пирс от льда и снега.
После вечерней поверки выделили расходное подразделение - 10 человек и меня назначили старшим. Это была незабываемая ночь. Размер пирса 15 на 150 метров, толщина снега и льда - 20 см. Лёд долбили всеми доступными предметами. Температура воздуха - минус 20 градусов и северный ветер. Моряки периодически разбегались по кораблю, грелись и прятались по кубрикам. Я с дежурным по кораблю отлавливал их и работа продолжалась. К 6 утра каторжный труд был окончен. Утром на корабль прибыл комбриг, который на пирс он не обратил никакого внимания.
История 3. Корабль возвращался с зимнего базирования в родную гавань. До пересечения боновых ворот мы не успели разрядить РБУ - сломался элеватор-подъёмник. Пока шли к пирсу мы разрядили РБУ вручную и перетащили бомбы в кубрик 4.
Швартовались в б. Нас торжественно встречало командование, пришли на пирс жёны и подруги моряков.
У меня был замечательный командир отделения минёров ПЛО Алексей Турчин. Его тоже встречала девушка - красивая блондинка. Я сообщил ему об этом. Но Алексей понимал что надо немедленно восстанавливать боевую готовность корабля и личное должно подождать.
На ремонт ушло 3 часа. С пирса уже все разошлись давно, кроме девушки Турчина. И только когда все бомбы спустили в погреб Лёша сошёл на берег.
|